Рестораны переходят на российский лосось


hor_100p

#-a# Однако в целом на рынке по-прежнему преобладает импортная продукция

Российский рынок семги в прошлом году вырос на 15% Е.Разумный

Российский рынок семги в прошлом году вырос на 15% Е.Разумный

Перебои с поставками лосося — одна из ключевых проблем для ресторанного бизнеса России, а для японских ресторанов она стоит особенно остро, ведь лосось — один из основных ингредиентов в их меню.TanukiFamily (рестораны «Тануки», «Каспийка», «Ерш» и «Твоя пицца») ранее закупали лосось у производителей с Фарерских островов, которые приостановили отгрузки своей продукции в Россию.В итоге компания нашла замену в Мурманске: производитель Inarctica выращивает лосось и морскую форель в условиях, максимально приближенных к естественным — в чистых водах Баренцева моря, рассказали « Агроинвестору » в TanukiFamily.

Переход на поставки из Мурманска решил сразу несколько проблем: в рестораны поступает свежий продукт, поскольку доставка занимает всего три дня, есть возможность контролировать качество и объемы поставок.

«В целом, качество у отечественной рыбы на высочайшем уровне и выигрывает в скорости поставок и свежести, — отметила генеральный управляющий TanukiFamily Алла Бондаренко.— Путь рыбы, из которой шефы сети делают суши, роллы, салаты и другие блюда, можно отследить буквально от икринки, что было невозможно с иностранными поставщиками».Единственная сложность в том, что вылов в Баренцевом море — это монополия, поэтому могут меняться цены, быть небольшие сбои с поставками.«Это не конкретно наша проблема, а сложность для всей отрасли», — уточнила она.Новый поставщик на 100% закрыл потребности в лососе в заведениях TanukiFamily.Сеть ресторанов не планирует возобновлять работу с иностранным поставщикам в случае их возвращения в Россию, добавила Бондаренко.

По данным Рыбного союза, в 2023 году поставки замороженной семги велись из Чили, охлажденной — с отечественных предприятий аквакультуры.С учетом филе, пересчитанного на сырец, объем российского рынка семги превысил 75 тыс.т, увеличившись на 15% к уровню 2022 года.При этом доля импорта достигла 55%, поднявшись на 10 процентных пунктов относительно 2022-го, что связано с налаживанием логистических цепочек.В то же время, еще пять лет назад, в 2018 году, на долю импорта приходилось более 90% российского рынка семги.«Отказ Фарер от продолжения поставок рыбы в Россию в 2022 году открыл “окно возможностей” для российских производителей», — говорит председатель Союза Александр Панин.

Результаты анализа продаж семги в восьми торговых сетях, проведенного аналитическим центром Рыбного союза, показали, что в 2023 году продажи охлажденной семги в натуральном выражении выросли на 25-30% к 2021 году, в то время как спрос на мороженую продукцию остается стабильным.«Этот тренд указывает на то, что россияне понимают преимущества отечественной семги: ее путь на стол потребителя с момента вылова занимает буквально пару дней, она вкуснее и свежее, чем мороженая или дефростированная чилийская семга», — считает Панин.

Объем поставок форели на российский рынок в прошлом году превысил 100 тыс.т.Порядка 45% пришлось на импорт из Турции, менее 40% на отечественное рыбоводство, около 10% поступило из Армении, остальную рыбу в основном привезли из Чили, небольшие объемы импортировались из Ирана и Узбекистана.

В 2023 году, несмотря на рост объемов импортных поставок в абсолютных цифрах, доля импорта форели снизилась на 7 процентных пунктов к уровню 2022 году и на 10 процентных пунктов к показателям 2021 года, составив 63%.Такая динамика связана с резким увеличением производства российской аквакультурной форели в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры и высокого спроса: по информации аналитического центра Рыбного союза, продажи форели в восьми торговых сетях в прошлом году выросли в деньгах на 30% к 2022-му и на 60% — к 2021-му.«Несмотря на успехи отечественных рыбоводов, необходимость в импорте форели, в том числе охлажденной, сохраняется: эти поставки не только делают рыбу доступной для более широкого круга потребителей, но и создают здоровую конкуренцию российским производителям, побуждая их обеспечивать высокое качество продукции», — подчеркивает Панин.

Он напоминает, что ранее российские производители сосредотачивали усилия исключительно на разведении лосося, поскольку это давало наибольшую рентабельность.Сейчас же идет активный процесс инвестиций в смежные сектора — крупнейшие игроки выстраивают вертикально интегрированную систему производства внутри России, прежде всего, налаживают выпуск кормов и смолта.«С учетом текущего фокуса отрасли, ожидаем, что в 2024 году объем производства семги и форели в нашей стране останется на уровне прошлого года, либо незначительно вырастет.Среднесрочные прогнозы по производству аквакультурного лосося можно будет делать по итогам реализации проектов по созданию кормовой базы и выращиванию посадочного материала», — добавил Панин.

Лосось — это собирательное название рыб из семейства лососевых, в которое входят два основных рода лососевых — тихоокеанские и настоящие.К первому роду относятся кета, нерка, горбуша, кижуч и другие разновидности.Это дикие виды рыб.Они обитают в соленой воде, лишь раз в жизни нерестятся в пресных реках.Такая рыба считается особенно полезной.Представители второго рода уже почти не встречаются в диком виде, такая рыба выращивается людьми на специальных фермах.К настоящим или благородным относятся семга (атлантический лосось) и форель.Форель, в свою очередь, объединяет несколько видов пресноводных лососей.

По информации основателя ресторанов «Мясо&Рыба», председателя Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергея Миронова, лосось как поставлялся ранее на наш рынок из-за рубежа, так и продолжает поставляться.«Рыба, которую несколько лет назад мы называли норвежской семгой, стала фарерским лососем, потом чилийским лососем.Но по сути, это одна и та же рыба, которая производится в разных странах», — сказал он « Агроинвестору ».Миронов обращает внимание, что это гибрид рыбы, который получен в результате совместной работы нескольких предприятий из Норвегии и Финляндии — она живет при большом скоплении, быстро набирает вес и является основным сырьем для приготовления блюд в большинстве ресторанов и суши-баров.

«Конечно, бывают перебои с поставками, но эта продукция все равно ввозится в Россию — как напрямую, так и параллельным импортным», — говорит ресторатор.Цена на эту рыбу может меняться, так как, во-первых, она жестко привязана к курсу доллара, во-вторых, на нее влияют затраты на логистику: как только процесс поставок усложняется, стоимость продукции повышается, когда он облегчается — цена идет вниз.

«Объем потребления аквакультурного лосося ресторанным рынком не знает никто.Рыба приходит в страну, и куда она расходится дальше — в магазины, рестораны, суши-бары, dark kitchen — на сегодняшний день невозможно отследить», — отмечает Миронов.

При этом он обращает внимание, что на 100% российского аквакультурного лосося сегодня нет: продукция, которую производят предприниматели в том же Мурманске, выращивается из зарубежного малька.«У нас в стране нет производства ни оплодотворенной икры, ни малька — все это ввозится к нам из недружественных стран.Для того, чтобы запустить и разработать свое производство малька и оплодотворенной икры, нужно много лет проводить научные работы.Минимум пять лет при самом удачном стечении обстоятельств и серьезном финансировании», — поясняет Миронов.И если поставщики перестанут ввозить необходимый материал для выращивания рыбы, то в России не смогут ее производить.

Однако есть другой российский лосось — естественного вылова: нерка, кижуч, чавыча, горбуша.«Но рынок на сегодняшний день за импортной аквакультурной семгой, на ней предприятия HoReCa умеют работать, у этой рыбы стабильное качество, стабильные поставки, единый внешний вид, единые свойства», — перечисляет Миронов.И хотя нашим рестораторам правильнее было бы работать на российском лососе, чтобы импортозамещение состоялось, пока они этого не делают.«Для того, чтобы мы перешли на рыбу естественного вылова, нужно приучать к ней наших поваров, показывать, как на ней работать.Она хоть и сложная в работе, но гораздо более полезная — не такая жирная, без нитратов, пестицидов, антибиотиков, красителей», — подчеркивает ресторатор.Он добавляет, что рестораны «Мясо&Рыба» работают именно на российском кижуче, однако такие кейсы в нашей стране — скорее исключение, чем правило.

К тому же отечественные рыбаки не заинтересованы в продаже дикого лосося на внутренний рынок.«Для того, чтобы после добычи рыба попала в ресторан, нужна штучная индивидуальная заморозка, а из огромного количества рыбы, которая ловится, на такую обработку, пригодную для ресторанов, проходит только ее часть — гораздо более существенные объемы морозят в брикеты», — знает Миронов.Кроме того, у рыбаков в приоритете экспортная выручка: дикого лосося с удовольствием покупают Япония и Китай, которые находятся рядом с местами вылова.«Туда продавать удобнее, чем “тащить” через всю Россию, создавать склады, морозилки, логистические цепочки», — поясняет он.Для того, чтобы ситуация изменилась, отрасли нужны какие-то преференции, квоты, гранты, считает Миронов.

Источник: agroinvestor.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.