С 1 сентября 2022 года в России может вступить в силу Федеральный закон об обязательной маркировке животных.Соответствующий законопроект, куда внесены технические правки с заменой термина «идентификация» на «маркирование», Государственная Дума уже приняла в первом чтении.Мы собрали комментарии экспертов, которые рассказали, какие подводные камни они видят в связи с новыми преобразованиями, и приведут ли нововведения к дополнительным затратам для большого и малого молочного бизнеса.
Согласно пояснительной записке, законопроект вносит изменения в Закон РФ от 14 мая 1993 г.№ 4979-1 "О ветеринарии".Они направлены на регулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных, определением зоосанитарного статуса объектов, на территории которых осуществляются содержание и разведение животных, убой животных, производство, переработка, хранение подконтрольных товаров, осуществлением переданных полномочий в области ветеринарии.
В частности, в законопроект ввели понятия маркирования и учета животных.Положения действующего законодательства РФ не позволяют осуществить прослеживаемость подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров, что влечет невозможность оперативного выявления источника распространения заболеваний животных, в том числе общих для человека и животных, в случае возникновения их вспышек.Информация о маркированных животных будет содержаться в единой базе Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС).Предлагаемые законопроектом нормы, регулирующие осуществление маркирования и учета животных, позволят специалистам государственной ветеринарной службы оперативно выявлять источники, негативно повлиявшие на эпизоотическую ситуацию или пищевую безопасность, с целью их устранения.
Положениями действующего Закона (статья 2.5) уже установлена обязательность осуществления идентификации и учета, в связи с чем учет животных уже проводится на территории России.Маркирование и учет крупного рогатого скота осуществляется в 79 субъектах РФ, а в 41 субъекте учет осуществляется в электронном виде.
В законопроект внесены лишь технические правки с заменой термина "идентификация" на термин "маркирование" (корреспондирующее изменение в Федеральный закон от 6 октября 1999 г.№ 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").А также устанавливается, что учет животных будет осуществляться путем представления во ФГИС информации о маркированных животных в соответствии с Порядком представления информации в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее (утверждено приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 г.№ 318).
Технические правки вносятся в связи с тем, что идентификация означает "отождествление", соответственно этот процесс непрерывный и может осуществляться кем угодно (отождествление животного с информацией о нем).При этом маркирование представляет собой нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного визуальных или смешанных (сочетание визуального и электронного) средств маркирования и является обязанностью владельцев животных.Владельцы животных вправе самостоятельно выбрать тип средства маркирования из типов средств маркирования, предусмотренных ветеринарными правилами маркирования и учета животных, в зависимости от вида животного.
Принимая во внимание, что учет животных также осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно либо с привлечением сторонних коммерческих организаций, законопроектом предусматривается альтернатива в части определения круга лиц, осуществляющих такой учет.Так, учет животных будет осуществляться безвозмездно следующими категориями лиц: уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ; аттестованными специалистами, не являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ.
Случаи, при которых данные лица вправе осуществлять учет будут установлены Ветеринарными правилами маркирования и учета.Принимая во внимание, что учет животных органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им организациями в настоящее время осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление деятельности, выделение дополнительных финансовых средств на реализацию положений законопроекта не потребуется.
В пояснительной записке указана ориентировочная стоимость на средства маркирования и услуги по их установлению.Цена пластмассовой бирки составляет 14-20 рублей за единицу, а ее установка - 50 - 70 рублей.Подкожный микрочип обойдется в 90 - 140 рублей за единицу, а услуга по его установлению в 50 - 100 рублей.Стоимость 20II1542.doc болюс составит 150 - 200 рублей, услуга по его введению 100 - 150 рублей.Стоимость татуирования и таврения - 200 - 500 рублей.Цена кольца - 5-10 рублей, а кольцевание - 20 - 50 рублей.Ошейник обойдется в 150 - 250 рублей за единицу.Указанная стоимость услуг по маркированию рассчитана для сторонних получателей услуги, маркирование животных в хозяйствах будет осуществляться сотрудниками указанных хозяйств.При осуществлении маркирования с привлечением организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, порядок определения платы за оказание такой услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Ветеринарные правила маркирования и учета животных будут устанавливать порядок осуществления маркирования животных, типы и свойства используемых средств маркирования, порядок формирования и присвоения номеров средств маркирования, перечень сведений, необходимых для учета животных, и сроки их представления.Установление исчерпывающего перечня средств маркирования в законопроекте избыточно.Указанное также обусловлено постоянно развивающимися информационными технологиями, в связи с чем типы электронных средств могут быть усовершенствованы.Порядок осуществления учета животных, перечень видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаи осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроки осуществления учета животных будут устанавливаться Правительством РФ.
Принимая во внимание, что положения законопроекта направлены на обеспечение прослеживаемости продукции животноводства в целях реализации принципа осуществления сквозного контроля "от поля до прилавка", первичным звеном которой является учет животных, учету не будут подлежать животные, не относящиеся к сельскохозяйственным животным и принадлежащие гражданам.Законопроектом устанавливается, что учет животных осуществляется в сроки, установленные Правительством РФ, но не ранее 1 января 2022 года, при этом животные, маркированные до вступления в силу положений законопроекта, а также животные, маркированные за пределами России и ввезенные на ее территорию, повторному маркированию не подлежат.
Законопроект регламентирует порядок определения зоосанитарного статуса объектов.Под объектами в данном случае будут пониматься земельные участки, здания, помещения, строения, сооружения, с использованием которых физические и юридические лица осуществляют деятельность по содержанию и разведению животных, убою животных, производству, переработке, хранению подконтрольных товаров.
Определение зоосанитарного статуса производится в зависимости от уровня зоосанитарной защиты органами исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии.При этом законопроектом предусматривается, что отнесение объектов к незащищенным объектам, объектам низкого, среднего или высокого уровня зоосанитарной защиты осуществляется по заявлениям собственников указанных объектов исключительно на добровольной основе.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного ветеринарного надзора, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований предусматривается статьей 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Владимир Пулин, генеральный директор СХП «Новомарковское», ГК «Молвест», в своем комментарии рассказал, что компания подключилась к системе идентификации с первого дня работы в отрасли животноводства.Все животные пробиркованы, идентифицированы и находятся в базе данных Министерства сельского хозяйства РФ, так как СХП «Новомарковское» является племенным репродуктором.
Генеральный директор отметил, что сейчас речь идет о создании единой базы для всех категорий сельскохозяйственных животных: племенных, товарных и так далее.Этот путь СПХ уже прошло, поскольку система учета для племенных животных существует не один год.
- Не считаю возможным в данном контексте говорить о трудностях и затратах, поскольку изначально мы стремились строить свою работу максимально правильно, технологично и прозрачно и были готовы вкладывать силы и средства.Это необходимые вещи, которые должны быть в производстве, - заявил Владимир Пулин.
По его мнению, основная цель этих поправок – контроль за перемещением животных с целью профилактики инфекционных заболеваний скота.Для «Новомарковского» новая система, в сущности, ничего не изменит.Проблемы новые правила могут вызвать у средних и мелких хозяйств, которым предстоит, конечно, перестраивать свою работу.
Станислав Санкеев, председатель совета Ассоциации фермеров Ульяновской области (АККОР) считает, что без пояснительного письма к Законопроекту трудно разобраться, что это будет в конечном итоге.Если маркировка КРС предусматривает специальный код идентификации, как при маркировке молочной продукции, то это потребует от фермера дополнительных затрат, так как потребуется дополнительное оборудование, стикеры, дополнительный персонал.
— Маленьким фермерским хозяйствам и так не просто живется, поскольку фермер – человек занятой, он же – глава КФХ, экономист, юрист, тракторист и так далее.На него все больше накладывают работу с документами.Он весь день на ферме, пришел домой отдохнуть, а вместо этого нужно садиться за бумаги, а жить то когда? — комментирует Санкеев.
На самом деле идентификация животных уже происходит через государственную систему «Меркурий», где кроме отслеживания качества продукции предусмотрено отслеживание поголовья скота.На животное вешается бирка с номером, который зафиксирован в «Меркурии».
- Зачем какие-то новые нормы вводить, вообще не понимаю, - считает Станислав Санкеев.- В «Меркурии» уже все есть.Там и так все отслеживается – сохраняется вся информация от рождения животного до его убоя, реализации мяса плюс карантины по КРС.И эта программа не даст выписать ветеринарную справку из зоны, которая находится под карантином.Даже личные подсобные хозяйства могут в «Меркурии» зарегистрировать площадку и официально приобретать скот, оформленный официально в этой системе.
Эксперт напомнил, что были случаи, когда личное подсобное хозяйство покупало за «наличные» животное из карантинной зоны, оно паслось неподалеку с фермерским стадом, и это приводило к возникновению очага.В такой ситуации, по утверждению Станислава Санкеева, ни система «Меркурий», ни маркировка КРС не защитит стадо от заражения.
- Обяжет ли такая система маркировки частников, и выправит ли это ситуацию мне сказать сложно, - пояснил председатель областного совета АККОР.– Но для добросовестных фермеров это будет дополнительная финансовая нагрузка, пусть и небольшая, но она повлияет на увеличение себестоимости продукции.Кроме того, у фермера появится дополнительная работа, а времени и так не хватает.А если забыл что-то сделать, то контролирующие органы оштрафует, а там штрафы нешуточные, и даже ферму могут закрыть.
Станислав Санкеев рассказал также о том, что ситуация с закупочными ценами на молоко-сырье в Ульяновской области «немного выправляется», что связано по его мнению с ограничением поставок в Россию пальмового масла и сухого молока в связи с геополитеческой обстановкой.
Если раньше крупные переработчки молока не хотели связываться с мелкими фермерами и жестко диктовали свои закупочные цены, то сейчас из-за дефицита сырья производители молочных продуктов начали между собой конкурировать: сами находят мелких фермеров, сотрудничают с ними на постоянной основе и дают им «хорошую» цену за молоко-сырье.
- При сборе молока переработчиками у маленьких фермеров, отпускные цены составляют от 26 до 36 рублей за литр в зависимости от объема сырья и расстояния, на которое нужно ехать, - пояснил эксперт.– Фермер, у которого в день надои составляют хотя бы 2 тонны, сдают молоко по хорошей цене - 33-34 рубля за литр, даже если везти далеко.И мы это связываем с тем, что сложнее стало привозить в страну сухое молоко, пальмовое масло.
Азамат Сагинбаев, исполнительный директор Республиканской палаты молочных и комбинированных пород крупного рогатого скота, Казахстан, рассказал, как в его стране осуществляется идентификация КРС:
- В Казахстане идентификация сельскохозяйственных животных регламентируются Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 7-1/68 «Об утверждении Правил идентификации сельскохозяйственных животных».
Идентификации подлежат все сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Республики Казахстан.Присвоение индивидуальных номеров сельскохозяйственным животным осуществляется последовательно согласно эмиссии индивидуальных номеров, проводимой процессинговым центром отдельно для каждой области.
После присвоения индивидуальных номеров сведения (владелец, порода животного, его пол и дата рождения и прочее) поступают в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.Все расходы на проведение идентификации осуществлялось за счет государства.
Идентификацией охвачено все поголовье коров, которое насчитывает на 01.01.2022 года - 4,2 млн голов, в том числе 2,5 млн коров молочного направления.Общая численность КРС на 01.01.2022 г составила – 8,2 млн голов, из них молочного направления – 4,8 млн голов.Предпочтение отдается симментальской и голштинской породе КРС.
С января по март 2022 года в Казахстане было произведено 988 тыс тонн молока, из них 114 тыс тонн -сельхозпредприятиями, 200 тыс тонн молока - КХ, ФХ, ИП и 674 тыс тонн – хозяйствами населения.
С января по декабрь 2021 года было произведено 6,2 млн тонн молока, из них 510 тыс тонн -сельхозпредприятиями, 1,3 млн тонн молока - КХ, ФХ, ИП и 4,4 млн тонн – хозяйствами населения.С января по декабрь 2020 года объемы производства молока достигли п 6 млн тонн, в том числе 463 тыс тонн -сельхозпредприятиями, 1,230 млн тонн молока - КХ, ФХ, ИП и 4,310 млн тонн – хозяйствами населения.
Источник: meatbranch.com
Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.
В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.
В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.
Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.
Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.
Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.
Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.