ЕАЭС: новые возможности для развития российского агроэкспорта


hor_100p

В 2021 году более 14,5% объема российских экспортных поставок продукции АПК пришлось на государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).За год в Казахстан, Беларусь, Киргизию и Армению экспортировано из России в совокупности более 10 млн тонн продовольствия на сумму 5,4 млрд долл.По сравнению с 2020 годом объем отгрузок в физическом выражении увеличился на 15%, в стоимостном – на 31%.

В том числе российский агроэкспорт в Казахстан в 2021 году вырос на 33% до 2,8 млрд долл.Примерно половина этого объема приходилась на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности (1,4 млрд долл., +30%).Продажи продукции масложировой отрасли увеличились на 30% до 274 млн долл., зерновых культур – в 2,3 раза до 244 млн долл., мясной и молочной продукции – на 18% до 229 млн долл.

Экспорт продукции АПК в Беларусь увеличился на 28% до 1,8 млрд долл., в том числе продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – на 16% до 620 млн долл., масложировой продукции – на 62% до 278 млн долл., мясной и молочной продукции – на 43% до 155 млн долл., рыбы и морепродуктов – на 7,9% до 99 млн долл.

Отгрузки в Киргизию продемонстрировали рост на 48% до 430 млн долл.Так, поставки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности из России в Республику выросли на 40% до 196 млн долл., масложировой – на 28% до 60 млн долл., а зерна – в 2 раза до 59 млн долл.

Российский агроэкспорт в Армению в 2021 году увеличился на 15% до 340 млн долл.В частности, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – на 20% до 140 млн долл., масложировой продукции – на 42% до 66 млн долл.В то же время поставки зерна в государство Закавказья сократились на 17% до 62 млн долл.

Договор о Евразийском экономическом союзе, членами которого в настоящее время являются пять стран, подписан в 2014 году.В соответствии с ним на территории ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.С мая 2018 года страной-наблюдателем союза является Молдова, а с декабря 2020 года – Узбекистан и Куба.На территории ЕАЭС проживает 184 млн человек, а совокупный ВВП превышает 1,7 трлн долл.

В 2020 году объем розничных продаж продуктов питания в государствах союза приблизился к 255 млрд долл., увеличившись за предыдущие четыре года на 13%.При этом страны-участницы существенно различаются как по численности населения, уровню благосостояния и обеспеченности продовольственными товарами, так и по структуре спроса на пищевую продукцию.Так, если потребление молочной продукции в России и Беларуси в 2020 году составляло в среднем 271 кг/чел.в год, то в Киргизии – 84 кг/чел., а в Армении – лишь 18 кг/чел.

Россия является ключевым поставщиком продовольствия в страны ЕАЭС: за 2017 – 2020 годы доля России в структуре импорта союза выросла с 39% до 46%.Это является следствием повышения уровня интеграции стран в последние годы, отсутствием торговых пошлин, а также исторической схожестью потребительских предпочтений, рассказал «Агроэкспорту» директор центра компетенций в АПК АО «КПМГ» Илья Строкин.«За счет схожести предпочтений и унифицированных требований экспортеры фактически имеют возможность поставлять на рынки стран ЕАЭС ту же продукцию, что и на внутренний рынок.При этом по документарному оформлению поставки в ЕАЭС ненамного сложнее отгрузок на российский внутренний рынок, а регуляторные требования практически идентичны внутрироссийским, что делает выход на рынки этих стран доступным практически для всех желающих компаний», – обращает внимание Строкин.

Потенциал российского экспорта продукции АПК в страны ЕАЭС превышает 6 млрд долл.Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с КПМГ и «Ринкон Менеджмент» разработана Концепция развития экспорта российской продукции АПК на рынки ЕАЭС, в которой исследованы перспективы российских продуктов и сформирован перечень из пяти наиболее приоритетных видов для продвижения на рынке каждой из стран.

Так, для развития поставок в Казахстан наибольшим потенциалом обладают сыры и творог, шоколадные кондитерские изделия, колбасы, мясо птицы и подсолнечное масло; в Беларусь – мучные изделия, подсолнечное масло, макаронные изделия, свинина, готовые продукты из зерновых; в Киргизию – мучные изделия, мясо птицы, крупы, макаронные изделия, подсолнечное масло; в Армению – подсолнечное масло, макаронные изделия, мясо птицы, шоколадные кондитерские изделия и сливочное масло.Общий потенциал российского экспорта только указанных перспективных категорий на рынки стран ЕАЭС к 2030 году оценивается в 1,1 млрд долл.или +59% к показателю 2020 года.

В частности, потенциал связан с расширением ассортимента продукции, уже поставляемой российскими производителями на рынок ЕАЭС.Как показало исследование, на внутреннем рынке российские производители реализуют гораздо более широкий перечень SKU, чем в странах-партнерах по союзу.Например, если на внутреннем рынке российские производители мучных изделий реализуют в среднем 70 – 110 наименований продукции, то в Казахстан и Киргизию отправляется в среднем 20 – 40 SKU, а в Беларусь и Армению – только 15 – 30 SKU.«На сегодняшний день российские компании, как правило, экспортируют в страны ЕАЭС свои наиболее ходовые виды продукции, и возможности заключаются в расширении поставок за счет новинок, в том числе с уникальными вкусами и рецептурами, товаров сезонного, праздничного и промо-ассортимента, которые продаются на российском рынке.Интенсификация представленности и расширение полочного пространства позволит повысить востребованность российской продукции и лояльность к ней», – подчеркивает исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.

Кроме того, потенциал может быть реализован за счет омологации продукции под запросы конкретного рынка.«Российские бренды востребованы и узнаваемы на рынках стран ЕАЭС, поэтому разработка отдельных брендов для этих рынков не является обязательной.Тем не менее возможно создание в рамках бренда отдельных продуктовых линеек, использование «восточного» дизайна на рынках Казахстана и Киргизии, разработка новых форматов упаковки», – перечисляет Строкин.Так, в большинстве стран ЕАЭС пользуется спросом упаковка увеличенных размеров, так называемая «family pack», и усиленная групповая упаковка типа SRP.

Значительные возможности наращивания экспорта связаны с рыбной продукцией.В сравнении с Россией уровень потребления рыбы в других странах ЕАЭС существенно ниже, что связано с традиционными предпочтениями мясных блюд и невысокой осведомленностью о пользе рыбы.Сближение привычек потребления с развитыми рынками может позволить российской продукции занять новые ниши на рынках стран ЕАЭС.Однако для реализации потенциала необходимы существенные инвестиции в маркетинговое продвижение рыбной продукции в качестве натурального и полезного вида белка, разработка рекламных кампаний, продвижение в местных СМИ и социальных сетях.

Еще одной нишей с точки зрения расширения экспорта для российских компаний может стать выход в новые каналы продаж, такие как HoReCa и собственные торговые марки (СТМ) розничных сетей.Наряду с Россией данные сегменты развиты в первую очередь в Казахстане и Беларуси, отмечает Корнеев.«Рынки розничной торговли Казахстана и Беларуси характеризуются значительным проникновением сетевого ритейла, и продукция СТМ начинает активно конкурировать с традиционными брендами.Таким образом, поставки под СТМ позволят российским компаниям, уже работающим в этих странах, диверсифицировать предложение и расширить присутствие на полках», – поясняет Корнеев.

Помимо базовых категорий российские производители могут экспортировать уникальную продукцию, в том числе для сегмента HoReCa.В период 2021 – 2025 годов ожидается ежегодный рост фуд-сервиса в Казахстане на 7,3%, в Беларуси – 6,1%.«С развитием сервиса общественного питания рестораны в Казахстане и Беларуси все больше стараются привлекать потребителя посредством разработки уникального меню, авторских блюд, предложения редких и экзотичных продуктов», – обращает внимание Корнеев.Расширение объемов может быть достигнуто и благодаря новым подкатегориям, таким как альтернативная продукция, органика, продукты здорового питания.

«Агроэкспортом» совместно с компаниями и экспертами разработана практико-ориентированная дорожная карта для экспортеров по выводу продукции на рынки государств ЕАЭС.Среди представленных мер – регуляторные, административные, торгово-логистические и маркетинговые мероприятия.«В отсутствие барьеров отечественным компаниям стоит относиться к странам ЕАЭС так же внимательно, как к домашнему рынку, и проводить на них всю ту работу, которая осуществляется внутри России», – уверен Корнеев.Кроме того, рынок ЕАЭС важен для российских компаний и с точки зрения оценки своей конкурентоспособности: «Например, Казахстан открыт для импорта продукции из дальнего зарубежья и, таким образом, российские производители конкурируют на казахстанском рынке как с продукцией местного производства, так и с товарами, поставляемыми из дальнего зарубежья.Тем самым производители получают знания и опыт, что повышает конкурентоспособность российской продукции в целом».

Источник: meatbranch.com

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.