В нижегородском продуктовом ритейле набирает обороты тренд на здоровое питание.У специализированной нижегородской сети «Мясновъ» появился крупный столичный конкурент — «Вкусвилл».Открывается все больше магазинов малого формата, предлагающих фермерские продукты, а гипермаркеты федеральных торговых сетей формируют целые отделы продуктов с маркировкой «эко» и работают над расширением ассортимента.Но цены в «здоровом» сегменте остаются высокими, поэтому определяющим фактором его дальнейшего развития будет достаток потребителей, говорят эксперты.
По информации Национального органического союза, спрос на продукты для здорового питания все больше смещается в сторону регионов: если еще два года назад больше 90% спроса приходилось на Москву и Санкт-Петербург, остаток — на регионы, то сегодня доля обеих столиц уменьшилась до 80% и продолжает снижаться.На растущий интерес провинциальных потребителей реагируют ритейлеры всех форматов, расширяя свою географию и ассортимент здоровой еды.
Специализация: здоровье До недавнего времени единственной крупной специализированной сетью магазинов здорового питания в Нижегородской области была сеть «Мясновъ».Ее первый магазин открылся в Нижнем в 2003 году, сейчас их 47.Всего в сети сегодня 200 магазинов площадью 160–250 кв.м, большая часть работает в Москве и Подмосковье.«Мясновъ» называет себя «первой в России компанией, запустившей тренд на продукты для здорового питания»: «Сейчас трудно сосчитать магазины «продуктов для здорового питания», «здоровой еды» и прочие «экомаркеты», но у большинства здоровое питание остается только рекламным обещанием.Основная часть ассортимента «Мяснова» — под собственным брендом собственное производство мясопродуктов, выпечки, молочной продукции.Мы не идем на компромисс и отказываемся от работы с поставщиками, которые не разделяют наши принципы, и не используем улучшители, ускорители и другие химические добавки, заменители, например молочные жиры на растительные, не накачиваем мясо растворами, не добавляем мясо механической сепарации (измельченные кости) и не прибегаем к другим уловкам».Производственные процессы на заводах «Мяснова» контролирует автоматизированная система MES (Manufacturing Enterprise Solutions), выстраивающая все процессы — от планирования до управления персоналом, распределения ресурсов и контроля: «Система полностью исключает человеческий фактор и просто не позволит ни на грамм отойти от рецепта или перепутать сорта или виды сырья.Если для производства определенного продукта сотрудник случайно возьмет говядину не того сорта, система подаст сигнал и потребует исправить ошибку».
В прошлом году в Нижнем открылся первый магазин московского конкурента «Мяснова» — крупнейшей в столице «здоровой» сети «Вкусвилл» (больше 1 тыс.магазинов в стране, из них 850 в Москве и области).Сейчас в нижегородской сети «Вкусвилла» четыре супермаркета и один мини-маркет.«Вкусвилл» открывал все магазины самостоятельно — в пресс-службе компании отмечают, что сеть не работает по франшизе и не планирует этого делать, предпочитая прямой контроль качества.С запуском первых торговых точек в Нижнем были проблемы: первый магазин на проспекте Гагарина открылся в мае прошлого года, через несколько месяцев закрылся (в компании это объясняли нерентабельностью), а в конце года возобновил работу.«Нам было сложно выходить в Нижний Новгород, было много форс-мажорных ситуаций с первыми тремя магазинами, но мы смогли их преодолеть и открыть еще два.Будем и дальше развиваться в городе и регионе», — говорят в пресс-службе сети, не раскрывая обстоятельств, осложнивших работу.Большинство нижегородских магазинов площадью 80–200 кв.м, 95% ассортимента покрывают отечественные поставщики.«В продуктах отсутствуют консерванты, красители, усилители вкуса, улучшители, ароматизаторы.Допускаются лишь те компоненты, которые действительно обоснованы технологией и безопасностью потребителя (например, консервант в икре), — рассказывают в компании.— Все продукты проходят плановые и внеплановые проверки в независимых лабораториях.Мы тратим на исследования миллионы рублей в месяц.Лаборатория — наш гарант безопасности и натуральности продуктов.На производствах регулярно проводятся аудиты».
Почти вся продукция на полках «Вкусвилла» брендирована собственной торговой маркой, поставщикам сеть предоставляет тару и этикетки.«Мы считаем, что таким образом снижаем барьеры для выхода на рынок небольших предприятий с интересным ассортиментом и одновременно обеспечиваем нашим потребителям конкурентные цены за счет отсутствия различных маркетинговых и коммерческих наценок: входных платежей, бонусов присутствия, маркетинговых или иных выплат в течение года», — поясняют во «Вкусвилле».
Индивидуальный фермерский подход В Нижнем продолжают открываться и магазины небольших форматов, также специализирующиеся на здоровом питании и продвигающие свой ассортимент как «натуральные продукты» и «фермерские продукты».Такие точки сегодня есть в каждом районе города, пока их не больше двух десятков.В основном это единичные магазины «у дома» или корнеры в торговых центрах.Их владельцы не скрывают, что начали бизнес, пытаясь монетизировать собственный опыт правильного питания или вдохновившись в путешествиях.«Увлекаясь здоровым образом жизни, мы открыли для себя производителей полезной продукции, которая поддерживает и укрепляет здоровье.Огромное желание поделиться с окружающими своим опытом привело нас к идее создать магазина натуральной и органической продукции», — рассказывают владельцы магазинов «Заряница».«Я работал в магазине, который позиционировал себя как фермерский.Позднее, воодушевившись тем, как устроена продуктовая розница в Европе, мы решили открыть свой магазин, который будет продавать действительно натуральные продукты широкого ассортимента» — говорит совладелец магазина натуральных и фермерских продуктов «Фамиль» Иван Вавилов.У владельца магазинов здорового питания Антона Гулящева похожая история: «Гид в Барселоне рекомендовал зайти в небольшой продуктовый магазинчик, и мы были покорены: ароматы, атмосфера, множество незнакомых, очень заманчивых продуктов.Дома погрузился в тему, нашел московских партнеров».
Главное отличие небольших экомаркетов от крупных сетей — индивидуальный подход к поставщикам и покупателям.«Мы работаем с небольшими фермами, сыроварами и мелкими производствами.В большей доле — это российские поставщики, 30% из которых из Нижегородской области.Есть энтузиасты, которые действительно сфокусированы на том, чтобы их продукция, помимо хорошего вкуса, имела еще и чистый состав, — говорит Иван Вавилов.— Например, владельцы фермы "Княжий двор", наш поставщик замороженных полуфабрикатов и тушенки, купили несколько лет назад заброшенную усадьбу в Перевозском районе области, привезли поросят породы венгерская мангалица, бычков из Швейцарии и сейчас занимаются развитием фермерской культуры у нас в регионе.Ребята действительно держат своих животных на органическом откорме.А в тульском хозяйстве "Черный хлеб" (поставщик муки, круп, хлопьев — BG), прошедшем европейскую био-сертификацию, для выращивания злаков применяют беспахотные технологии обработки почвы и не используют стимуляторы роста и минеральные удобрения».
Продавцы небольших магазинов принимают заказы постоянных покупателей на конкретные даты и гордятся тем, что товар в результате расходится сразу.Некоторые торговые точки ранжируют свой ассортимент по особенностям питания, предлагая наборы продуктов для веганов и сыроедов, а также соблюдающих диеты Борменталя, Дюкана и другие.Часто владельцы консультируют покупателей лично.«Поначалу я искал ответы вместе с покупателями.Чем белый лен отличается от темного? Розовая соль — от красной? Каким должен быть хороший изюм и почему не надо покупать ярко-оранжевую курагу? Нюансов масса, тема неисчерпаемая», — рассказывает Антон Гулящев.
Экологичные отделы Крупные торговые сети подхватывают тренд на здоровое питание, расширяя ассортимент продуктов с маркировками «био», «эко», «органик» и по-новому оформляя их подачу.Если раньше подобные продукты в гипермаркетах можно было встретить в основном на соседних полках с предложениями для диабетиков, то сегодня это, как правило, отдельные стеллажи.Директор по коммуникациям и корпоративной социальной ответственности «АШАН Ритейл Россия» Мария Курносова рассказывает, что товары для здорового питания присутствовали в продаже с самого открытия гипермаркетов в Нижнем Новгороде, а в прошлом году такие продукты были объединены и размещены в одном отделе и выделены афишами.«В отделе "Био" мы реализуем только продукты, прошедшие европейскую сертификацию (EU organic).За последний год ассортимент расширился и пополнился многими товарами: шоколад, соки, консервированные овощи, большой выбор вина, кофе, макаронные изделия, печенье, хлопья, овощные детоксы», — замечает Мария Курносова.Ассортимент здоровой еды в Spar также выделен стеллажами, а на сайте интернет-магазина сети есть специализированный отдел «Будь в форме», в котором собраны каши, отруби, полезные сладости, растительные масла.
У всех федеральных торговых сетей есть экопродукты собственных торговых марок.Среди поставщиков — в основном крупные производители, расширяющие свои продуктовые линейки в пользу здорового питания (например, в ассортименте НМЖК появилось натуральное кокосовое масло Delicato), но есть и локальные фермеры-энтузиасты — продукцию того же «Черного хлеба» можно встретить в «Карусели» и «Ленте».
Здоровые перспективы По статистике аналитиков ГК НМЖК, натуральный состав важен для 58% современных потребителей — они отдают предпочтение продуктам с приставками «эко» и «био», и в основном это жители крупных городов.Оставшиеся 42% не придерживаются здорового образа жизни и не обращают внимания на подобные вещи, и это, как правило, жители маленьких городов и сельской местности.
Если нижегородский рынок продолжит копировать московские тренды, нас ждет рост предложения в сегменте здорового питания со стороны небольших магазинов.По данным Knight Frank, в столице за три года число магазинов фермерской продукции увеличилось в три с половиной раза, до 714 торговых точек.Их доля среди продуктовых магазинов, расположенных в помещениях стрит-ритейла, выросла более чем вдвое, превысив 15%.«Темп жизни в городах достаточно высок, и потребители часто испытывают недостаток времени, поэтому важно, чтобы предложение было в доступных торговых точках, например в супермаркетах у дома», — комментируют в холдинге.
За последние три года произошло заметное изменение поведенческой парадигмы потребителей – общество становится более рациональным в выборе, и в приоритете теперь не количественные характеристики, а качественные, что также отражается в выборе питания, отмечают в департаменте консалтинга и аналитики Knight Frank.«В регионах ситуация имеет разнонаправленные векторы развития – с одной стороны, там сильны несетевые игроки и продуктовые рынки, где реализуется продукция местных фермеров и подсобных хозяйств.С другой стороны, темпы развития категории здорового питания у сетевых точек отстают от столичных, а падение доходов населения и стремление к экономии, в том числе на еде, являются сдерживающими факторами», – отмечают в Knight Frank.
Достаток потребителей остается одним из главных определяющих факторов для развития сегмента.«Зачастую экопродукты стоят дороже из-за натурального состава и средств, потраченных на разработку рецептуры и исследования», — поясняют в НМЖК.Совладелец магазина натуральных и фермерских продуктов «Фамиль» Иван Вавилов подтверждает: «После первого года работы мы пошли на нижегородские рынки, считая, что это отличное место для развития нашего бизнеса.Но это оказалось не так, и мы закрыли две точки продаж на рынках.Причин для этого много, основной является цена у соседей, которая гораздо ниже нашей».
«Нижний Новгород — очень сложный для предпринимательства город, инертный и тяжелый с точки зрения новых инициатив, — добавляет Антон Гулящев.— Например, ребята из Тольятти, параллельно с нами открывавшие магазины, смогли раскрутить эту историю у себя и в Самаре в пять-шесть раз масштабнее — с точки зрения спроса, развитости рынка там дела обстоят гораздо круче».Предприниматель также указывает на политику недобросовестных продавцов и производителей, спекулирующих на растущем интересе к здоровому питанию и путанице в терминологии: «Большинству покупателей достаточно просто увидеть на упаковке слово «био» или «органик», хотя в составе продукта могут быть далекие от здоровых компоненты».Тем не менее, говорит предприниматель, определенная ниша есть, и в ней можно держаться: «В перспективе 90% рынка уйдет под формат «Вкусвилла», но останется ниша, которую всегда будут занимать такие магазинчики, как наши.Большинство фермеров не могут выдержать требования сетевых магазинов по объемам, стабильному качеству и так далее, но ведь и их должен кто-то представлять».
Источник: myaso-portal.ru
Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.
В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.
В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.
Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.
Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.
Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.
Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.