В 2019 году на Международном конгрессе «Прибыльное свиноводство» эксперты обсудили тенденции на рынке мяса и мясных продуктов.
В частности, звучали мнения, что 2020 год будет очень сложным и непредсказуемым из-за наличия множества весомых факторов.В частности, на мировой рынок будет влиять эпизоотии африканской чумы свиней и других заболеваний животных, торговые войны и реальные военные конфликты, тенденции в глобальной экономике.В Украине эта неопределенность усиливалась борьбой вокруг рынка земли, неясностью политики правительства в части поддержки сельхозотрасли, да и в целом нестабильностью в экономических и политических системах государства.Это было еще до коронавируса, мирового нефтяного кризиса и угрозы дефолта Украины… Как же все это отразится на рынке мяса, в интервью ГолосUA рассказал аналитик Андрей Панкратов.
- Андрей, вы составили для доклада на Международном конгрессе презентацию о потреблении мяса в Украине, там есть данные от 2019 года...Там говорится, что украинцы предпочитают куриное мясо, покупают его чаще, чем свинину и еще чаще, чем говядину...Эта же тенденция была актуальна и для экспорта...Как карантин в 2020 году повлиял на ваш прогноз относительно спроса на разные виды мяса в Украине?
- В целом прогнозы остаются теми же: производство говядины и свинины в Украине снизится, курятины – вырастет.Точно также и в потреблении – доля курятины продолжит увеличиваться.Те изменения, которые мы наблюдаем сейчас, только подтверждают эти прогнозы.Очевидно, что украинцы, потерявшие доходы из-за карантина, вынуждены будут удешевить свое меню.Мясо – достаточно дорогой продукт, и его потребление всегда страдает в таких ситуациях.Полностью от мяса отказаться невозможно – белок необходим человеку – но еще большее перераспределение структуры в пользу более дешевой курятины теперь неизбежно.Что касается импорта и экспорта, то в случае девальвации гривны, импорт будет сходить на нет, а вот экспорт получит дополнительную поддержку из-за курсовой разницы.А поскольку Украина сейчас не имеет потенциала экспорта говядины и свинины, то тут рост возможен только у производителей мяса птицы.
- Если украинцы будут меньше покупать мяса, как вы говорите, то будет ли этот сегмент рынка заполняться другими продуктами – возможно, аналогами мяса, или белковыми полуфабрикатами?
- Да, люди будут решать проблему дорогого мяса каждый по-своему.Кто-то будет больше, как я уже сказал, покупать курятину, а кому-то и курятина будет недоступной, тогда – яйца, крупы, макароны, хлеб и т.п.Соответственно, и производители колбас тоже будут подстраиваться, благо имеют мощные мясорубки (куттеры, как они говорят), проверенные рецепты и находчивых технологов.Я не хотел бы тут пугать впечатлительных читателей – хорошими удешевителями колбас могут быть вполне нормальные продукты - такие, как сало, например.В наших колбасах сало – это очень распространенная добавка, и ее применение всегда увеличивается, когда украинцам становится тяжелее.
- Вы в своем прогнозе потребления мяса в Украине на 2019 год указали, что украинцы потребляют говядины меньше всего – это приблизительно треть, если сравнивать с покупаемым куриным мясом… Говядину диетологи называют полезным для здоровья мясом, но спрос на него значительно ниже...По вашему мнению, почему так происходит – меньше производят или меньше покупают?
- Диетологи говорят разное вообще про мясо, и я бы не стал развивать тему о большей полезности того или иного мяса.Вкусно? Да.Некоторые блюда, такие как стейк, бифштекс и многие другие, вообще немыслимы с мясными добавками.Но, да, говядина действительно наиболее дорогое из основных видов мяса и считается у нас чуть ли не деликатесом.В Украине ее производится меньше, чем, скажем, свинины или тем более курятины и этим объясняются и цены, и статус говядины.Нужно понимать, что за килограммом качественной говядины стоят в разы больше человеческого труда, кормов, воды и других ресурсов, чем в случае со свининой или курятиной, и справедливые цены на нее должны были бы быть заметно выше тех, что есть у нас сейчас.Но мы не готовы платить эти цены, поэтому производство говядины в Украине умирает.Фактически его уже нет, а то, что мы видим на прилавках, – это побочный продукт молочного бизнеса.
- В период карантина, который введен во многих странах мира, количество работающих людей становится меньше – кто-то лишился работы, кто-то на изоляции, кто-то на самоизоляции...В ФАО ООН и других международных организациях прогнозируют, что объемы производства продовольствия в период карантина сократятся и миру грозит дефицит продовольствия… Как эта ситуация повлияет на рынок мясного продовольствия в мире и Украине?
- Международные организации обеспокоены самыми слабыми «звеньями» глобальной продовольственной системы, но Украина, являясь аграрной страной, к таким не относится.Наоборот, наша миссия - накормить нуждающихся, не обделив, конечно, и себя.Да, производство, может испытывать сложности в связи с карантинными ограничениями, но эти сложности не такие, как во многих других отраслях.Фермы у нас работают, мясокомбинаты работают, розничная торговля работает.Если какое-нибудь предприятие и вынуждено будет остановиться на карантин, то это будет временным явлением, и это не будет повсеместным.Даже если эпидемия коронавируса и приведет к снижению производственных показателей нашей мясной отрасли, то спрос, как мы уже говорили, тоже, скорее всего, снизится и баланс будет соблюден.
- Андрей, в период карантина в Украине, в мире меняется формат взаимоотношений в цепочке производитель-потребитель или продавец-потребитель...Как вы думаете, какой формат торговли мясом сейчас в Украине будет развиваться?
- Производитель мяса – это комплексный, собирательный образ, так как производственная цепочка состоит из этапов агропроизводства (фермы) и переработки (мясокомбинаты).Иногда эти этапы объединены в рамках вертикально-интегрированного бизнеса, иногда нет.Так вот изменения коснутся, в первую очередь, тех звеньев этой цепи, которые ближе к конечному потребителю, а те, кто ближе к земле, могут ничего и не почувствовать.Торговля на рынках у нас уже запрещена, торговля в розничной сети испытывает некоторые ограничения, зато активно развивается онлайн-торговля и доставка.И производителям придется подстраиваться под новые реалии.Большие шансы на успех будут иметь те, кто позаботится об удобной для простого и, возможно, не очень опытного домашнего повара порционности и упаковке своей продукции.Очевидно, что хорошим спросом будут пользоваться полуфабрикаты высокой степени готовности, а также полностью готовые к потреблению продукты.Об этих изменениях нужно будет сообщать потребителю, то есть нужно будет серьезно вкладываться и в маркетинг.Ну и можно пойти еще дальше, и подумать об организации доставки своего продукта непосредственно домой потребителю.
Источник: myaso-portal.ru
Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.
В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.
В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.
Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.
Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.
Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.
Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.